Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Методические материалы об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики и ИКТ

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению. Объём информации растет, и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

"Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества".

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения в очередной раз отмечаются международными экспертами в докладе ЮНЕСКО "Информация для всех", изданном в 2009 году. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова пишет, что новые технологии должны способствовать "созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи". ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как "открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения".

Только 40 минут длится урок, а учителю сделать надо многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, мы в школе создаем свои наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты.

Я хочу более конкретно остановиться на своем опыте применения информационных технологий в практике преподавания информатики.

На первых этапах применяю информационные технологии для создания дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии и программы MS Office:
- текстовый редактор Word;
- электронные таблицы Microsoft Excel;
- технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации;
- технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint.

Использую обучающие программы на CD. Например, программное обеспечение по курсу «Информатика и ИКТ» на диске Windows-CD к учебнику «Информатика и ИКТ», 7 – 11 классы / Н. Д. Угринович. Это – один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях.

На уроках я использую электронные учебники – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя. Например, электронный учебник, разработанный преподавателями Современного гуманитарного университета, состоящий из 6 разделов.

На занятиях обращаюсь к ресурсам сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу.

Использую тестирование, которое не может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет:

1) более рационально использовать время урока;
2) охватить больший объем содержания;
3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
5) обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уро­ку;
6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оце­нок;
7) индивидуализировать работу с учениками;
8) развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повы­шать интерес к предмету.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Имея, в качестве партнёра компьютер, при выполнении практических работ каждый ученик может работать в удобном для себя темпе.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью прикладных программ, которые мы используем на уроках ( Перво Лого, Логомиры, MS Office, КОМПАС, Basic, CorelDRAW) ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

На любом этапе урока я использую компьютерные презентации.

Примеры использования презентаций на уроках информатики:

- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

- Работа с устными упражнениями.

- Использование презентации при повторении пройденного материала.

- Демонстрация условия и решения задачи.

- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

- Проведение тестов.

- Проведение физкультминуток.

- Проведение рефлексии.

- Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

Итак, применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Мой главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

Главным показателем моей работы является­ интеллектуальное развитие школьников, формирование их познавательной деятельности, знаний, умений и навыков,­ реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.
Сайт создан при помощи конструктора сайтов a5.ru